Причудливая планетная система
30 июля 2014 г.

Хорошо известно, что все планеты, спутники и астероиды в Солнечной системе вращаются по своим более или менее ровным орбитам вокруг Солнца и лежат почти все в одной плоскости. Так ли это для других планетных систем во Вселенной? К 25 июля 2014 г. было уже открыто 1811 планет вращающихся вокруг звезд и у большинства из этих планет орбиты лежат в одной плоскости в форме диска. Но встречаются и исключения. У некоторых планет орбиты имеют достаточное отклонение. И мы теперь стали на шаг ближе к пониманию этих странных систем. В отличие от Солнца большинство звезд находятся в двойных системах – две звезды вращаются друг вокруг друга. Используя телескоп ALMA, астрономы наблюдали за газовым диском, в котором формируются планеты (http://www.unawe.org/kids/unawe1258/ru/ ) у двойной системы имеющей обозначение НК Тельца. Две вновь родившиеся планеты вращаются вокруг каждой из звезд и их орбиты проходят почти перпендикулярно друг к другу. На представленном рисунке показано как это выглядит. Так что же их так перекосило? Дело все в том, что диски звезд не идеально круглые, так как силы притяжения одной из звезд деформируют другой. Отсюда благодаря взаимной гравитации звезд и происходят наклоны орбит у будущих планет.

По-видимому, каждая из звезд системы НК Тельца будут, в конечном счете, иметь одну или более планет! Но существует уже несколько планет, которые вращаются вокруг двух звезд. Их к настоящему времени уже открыто 17.